1. ПСИХОЛОГИЯ >> ГРАНИЦ У ПАМЯТИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!





    ПСИХОЛОГИЯ >> ГРАНИЦ У ПАМЯТИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!

    Надо лишь научиться правильно её развивать

    Посетитель: «Мне, пожалуйста, ЧИВИРЗДНЕРКИЛЬМАСКИШБРУНГАЛЬДМЕРК с лимоном».
    Бармен: «Простите, не запомнил, ЧИВИРЗДНЕРКИЛЬМАСКИШБРУНГАЛЬДМЕРК с чем?»
    Над этим милым анекдотом можно было бы посмеяться и забыть, если бы несколько лет назад ученые не выступили с сообщением: человеческий мозг способен вместить примерно 1020 единиц данных. Это означает, что каждый из нас может запомнить информацию, содержащуюся, например, в миллионах томах крупнейшей в мире библиотеки Конгресса США. Однако мы активно используем лишь малую часть ресурсов нашей памяти! Но это возможно исправить, утверждает доктор педагогических наук профессор Российской академии энциклопедий (РАЭ), директор Центра интеллектуальных технологий «Эйдос» Игорь МАТЮГИН.

    Двадцатилетняя Ника Касумова запоминает двести страниц текста и воспроизводит его с точностью до запятой. Таня Слоненко запомнила две тысячи цифр в числе «Пи» и может воспроизвести его в любом порядке — с начала, с середины, с конца. Галина Логвинова запомнила на ощупь, с закрытыми глазами, 110 дощечек с различной шероховатостью (тактильная память) и при этом сделала не более 15 ошибок. Все девушки — слушательницы Центра интеллектуальных технологий «Эйдос». Примеры можно продолжить: еще вчера человек жаловался на плохую память, а через три месяца обучения научился быстро запоминать длинные ряды цифр и слов — нередко на незнакомом языке, сложные таблицы чисел и многостраничные художественные тексты. Как такое возможно?

    — Игорь Юрьевич, на сколько процентов можно раздвинуть границы нашей памяти?
    — Речь идет не о процентах. Возможности памяти расширяются в разы! В два раза, в десять раз. Границ памяти практически не существует, надо лишь научиться правильно ее развивать. Один из видных психологов профессор Карл Сишор как-то сказал, что средний человек использует не больше десяти процентов врожденных возможностей своей памяти. Остальные девяносто процентов погибают, потому что он нарушает или не использует естественные законы запоминания — впечатление, повторение, ассоциации.

    — То есть не зря говорят, что повторение — мать учения?
    — Это лишь один из законов. Если же делать ставку только на повторение, то это скорее не мать, а мачеха учения. При зубрежке человек напрягает в основном зрительную и слуховую память, в то время как остальные каналы восприятия не задействованы. А однобокая информация не облегчает, а осложняет работу мозга. Наши многочисленные эксперименты показали, что резервы связаны прежде всего с развитием эйдетической памяти. Человек, овладевший приемами эйдотехники, практически не знает границ своей памяти.

    ТЕСТ
    Какая у вас память?

    Пусть кто-нибудь напишет для вас на бумаге 20 простых существительных.
    К примеру:

    кастрюля
    стул
    барабан
    парусник
    мыло
    банан
    ковер
    буква
    автомобиль
    река
    пробка
    орудие
    сандалия
    булавка
    сумка
    перо
    картина
    ваза
    веревка
    медаль

    Изучите список в течение полутора минут, либо пусть его вам кто-то прочтет медленно два-три раза. Попытайтесь воспроизвести слова по порядку письменно или устно.

    Если вы запомнили от 18 до 20 слов, у вас отличная память.
    От 15 до 17 — хорошая память.
    От 10 до 14 запомненных слов — показатель того, что способности к запоминанию у вас средние.
    Меньше 10 — вы не умеете пользоваться своей памятью.

    — Именно поэтому ваш центр называется «Эйдос»? Вы ведь были в числе первых, кто занялся развитием памяти у детей и взрослых еще в 1989 году?
    — «Эйдос» в переводе с греческого языка означает «образ». Отсюда и название одного из направлений психологии. Эйдетизм — это разновидность образной памяти, связанной с такой особенностью человеческого мозга, как умение видеть предмет, который исчез из поля восприятия. Сущность эйдетического феномена заключается в том, что человек обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картину или предмет, ранее находившийся у него перед глазами. Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть, чувствовать, ощущать его. Сознание сохраняет не только контуры предмета, но и его цвет, запах, вкусовые ощущения. В процессе проведения опытов обнаружилось, что, когда образы отличаются яркостью, появляются и яркие воспоминания. Чем ярче образ, тем сильнее воспоминание. А сверхвоспоминания связаны с резервами памяти.

    Впервые этим занялся в 1930-е годы немецкий ученый Эрик Йенш. Он доказал, что образное восприятие есть закономерная стадия детского развития. Вместе с другими коллегами-психологами ученый установил, что всю информацию дети сначала представляют, а только потом воспроизводят. Этот феномен назвали «эйдетизмом» — разновидностью образной памяти. К сожалению, у нас в годы советской власти эйдетику постигла та же участь, что и кибернетику. Она была признана лженаукой со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поняв актуальность проблемы (ни училища, ни педвузы не занимались этой темой), мы стали готовить инструкторов. К сегодняшнему дню нами обучено более четырех тысяч педагогов и психологов. Они работали во всех крупных городах страны. Много инструкторов подготовлено в Польше, где открыт филиал. Сейчас наши специалисты работают в Германии, США, Канаде, Израиле, Франции, Болгарии, Австралии, Японии и государствах СНГ. Центр эйдетики учит, как правильно пользоваться своей памятью, этим замечательным, гениальным инструментом. Наши тренинги развивают не только память, но и мышление, внимание, воображение, создают прочную базу, которая позволяет эффективно воспроизводить любую информацию.

    Как запомнить стихи?

  2. Каждое слово рисуем.
  3. Слово, которое невозможно нарисовать, пишем сокращенно.
  4. Подробные иллюстрации не нужны, пусть это будет простой значок. Тогда получится даже у тех, кто не умеет рисовать.
  5. Одну строчку рисуем под другой. Этот пункт особенно важен для гиперактивных детей: они рисуют на всем, что лежит на столе, а потом не могут найти начало и конец строчек.
  6. В значках можно прятать первую букву слова или окончание. Чем сложнее текст, тем лучше работает метод. Все, что надо запомнать дословно — стихи, определения, цитаты, рисуйте, несколько раз повторяйте, и, как правило, этого достаточно. Значки больше не нужны.

    Пример пиктограмм к А. Ахматовой:
    «Ты опоздал на много лет.
    Но все-таки тебе я рада...
    Прости, что я жила скорбя,
    И солнцу радовалась мало...
    Прости, прости, что за тебя
    Я слишком многих принимала»
  7. — Насколько востребована услуга развития памяти, кто ею пользуется?
    — С 1992 года мы обучаем отряд космонавтов. В 1993-м наша ученица Вика Рыбникова стала призером международного конкурса «Одаренные дети мира» (Токио, Япония). У нас плотное и тесное сотрудничество с ведущими школами бизнеса России — МГИМО, Академией имени Г.В. Плеханова, «Мирбисом». Мы обучали сотрудников крупнейших банков — Инкомбанка, «Деловой России», Национального лесного банка, Импексбанка, Московской валютной биржи и др. Нашими слушателями были сотрудники ведущих отраслевых компаний — «Гросс», IKEA, «Световые технологии», «Миэль-недвижимость» и др.

    — Игорь Юрьевич, но так ли нужна сегодня память? Зачем держать в голове большие массивы информации, когда в нужное время любые данные можно добыть в известном месте? Не лучше ли обучиться правильной организации работы?
    — Вы правы, компьютеризация мира растет. Но без развития памяти все-таки не обойтись, если есть цель сделать карьеру. Заметьте, каждые десять лет удваивается и объем информации. Как ее держать в памяти? Мы не успеваем читать, узнавать, анализировать, сопоставлять... К тому же — и это главное — мы живем в таком обществе, когда обучение становится непрерывным. Теперь недостаточно получить образование один раз, его не хватит на всю трудовую жизнь. Знания быстро устаревают, приходится учиться постоянно. При этом растет продолжительность жизни, активный возраст человека составляет уже 70 лет.

    — Есть профессии, представителям которых память особенно необходима?
    — Это авиационные диспетчеры, летчики, им надо помнить и анализировать свыше ста различных параметров. И не всегда следует полагаться на автоматику. Не надо забывать и про актеров, журналистов, менеджеров, маркетологов...

    — А в какие этапы жизни человеку следует внимательнее заботиться о своей памяти?
    — Можно провести некие условные границы. Сначала беспокоятся родители, дети которых готовятся к школе. По данным нейропсихологов, больше половины детей, поступающих в первый класс, имеют то или иное отклонение от нормы в результате наследственности, экологии, родовых травм. Этим детям сложно осваивать школьную программу, им нужен индивидуальный подход, маленькие по численности классы, игровые формы обучения, а также использование резервов мозга, активизация памяти и воображения. Вторая возрастная граница — студенчество. Тут тоже все понятно — перегрузка информации. Потом наступает кризис среднего возраста, когда ухудшается память, а человек еще полон сил. И следующий этап 70 — 80 лет. К этому возрасту организм изнашивается, начинаются проблемы с сосудами головного мозга, что может привести к старческому слабоумию. Занятия с пожилыми людьми доказали, что улучшать память можно и без медикаментозного лечения с помощью определенных методик и приемов.

    Простой способ улучшения памяти
    Это нехитрое упражнение повышает способность запоминать в два раза быстрее. Попробуйте рисовать обеими руками одновременно. Например, одной рукой «+», а другой «0». Или другие фигуры. Делайте это в течение 10 минут каждый день. Потом добавляйте другие рисунки, буквы, цифры и т.д. За счет чего улучшается память? За счет одновременной работы обоих полушарий увеличивается концентрация внимания. Потому что, как правило, работает то одно полушарие, то другое. А тут задействованы оба. Концентрация, а значит, и память увеличиваются в разы!

    — Сегодня бум на изучение иностранных языков. Ваши методики способствуют лучшему их усвоению?
    — Конечно! Есть приемы для быстрейшего запоминания. Думаю, они существовали и раньше — и древние греки, и римляне их использовали. А иначе как царь Митридат Евпатор вершил правосудие на двадцати двух языках своей империи, а Сенека мог повторять две тысячи отдельных слов, услышав их только раз, причем в том же порядке, в каком они были произнесены.

    — Игорь Юрьевич, расскажите о наиболее интересных учениках вашего центра, о тех, кто добился поразительных результатов?
    — Например, Скуратова Марина. Талантливая девочка сразу обратила на себя внимание своими успехами, поэтому мы попробовали очень сложный эксперимент — запоминание пары слов. Чтобы понять трудность задания, представьте, что вам диктуют два человека, каждый по одному слову, при этом слова они произносят одновременно. Неподготовленный человек даже расслышать некоторые не успевает. Было от 10 до 20 пар слов, которые диктовались с промежутком в 3 секунды. Например: окно-сигарета, собака-цветок, машина-книга... Обычно после 2 — 3 пар слов ученики сбивались и отказывались продолжать эксперимент. Марина же использовала такой способ, которому мы дали название «измененные модальности». Получалось, что девочка воспринимала слова на слух, но распознавала и запоминала их в виде картинки — к примеру, сигарета лежит на окне, мимо которого пробегает собака с цветком в пасти. Или другой случай. Черток Настя. Драматург Всеволод Вишневский когда-то написал о том, что был удивлен, увидев, как одна английская актриса рисовала пятью пальцами пять разных цифр одновременно. Настя решила повторить это сложное упражнение. Через месяц она рисовала уже десятью пальцами! Когда мы за этим наблюдали, ощущение было такое, как будто пишет самописец на ленте, а не человеческие пальцы. Эта необыкновенная девушка в 1990 году в Риге на соревнованиях запомнила список из 1100 слов, оставив позади многих взрослых участников. Ей диктовали по 100 слов, проверяли, диктовали дальше. Она сделала всего 15 ошибок. Возможно, запомнила бы и больше, но выдохлись...судьи. Именно они устали — не столько диктовать, сколько проверять слова.

    Феномены
    Историки утверждают, что Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат — до 30 000 человек.
    Такими же способностями обладал и персидский царь Кир, по имени и в лицо знал каждого из 20 000 жителей греческой столицы знаменитый Фемистокл.
    Сенека мог повторить 2000 не связанных между собой отдельных слов, услышанных лишь раз.
    Гениальный математик Леопард Эйлер поражал всех необыкновенной памятью на числа. Он помнил, например, шесть первых степеней всех чисел до ста.
    Академик А.Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов.
    Другой наш замечательный академик С.А. Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому звонил пять лет назад случайно всего один раз.
    Великий русский шахматист А. Алехин мог играть по памяти «вслепую» с 30 — 40 партнерами.
    Прекрасная память была у С. Рахманинова и С. Глазунова. Глазунову она помогла восстановить утраченные в житейских бурях партитуры его старших современников, а Рахманинову — по-королевски подшутить над С. Танеевым. Спрятавшись в соседней комнате, он прослушал фортепианный концерт, исполнявшийся маститым композитором впервые, а через несколько дней, к ужасу Танеева, сыграл его целиком.

    — Есть ли какие-то ограничения при наборе слушателей в ваш центр?
    — Нет, никаких ограничений для занятий по развитию памяти не существует. К нам могут приходить люди любых профессий, любого возраста — от 7 лет до 80... За время обучения у человека не просто улучшаются (как минимум вдвое) возможности и способы использования памяти, он овладевает своим воображением. За запоминание ответственна правая сторона мозга, та, в чьем ведении находятся воображение, творчество и здоровье. Поэтому у человека, овладевающего принципами эйдетики, неизбежно увеличивается творческий потенциал, он начинает по-другому относиться к себе и окружающему миру. Все-таки поразительные резервы у нашей памяти!

    В Центре интеллектуальных технологий «Эйдос» проводилось тестирование слушателей. И оказалось, что после прохождения базового курса уровень внимания у человека повышается в 3 — 8 раз! Уровень зрительной и слуховой памяти — в 2 — 5 раз! Уровень адаптации к стрессам — на 45 — 65%! У многих подростков и взрослых вскоре после обучения на курсах было отмечено улучшение здоровья. Это связано с тем, что в процессе усвоения и переработки новой информации резко снижаются физиологические и психологические нагрузки при существенном ускорении этого процесса. В итоге высвобождается время на отдых, возникает чувство психологического комфорта, исчезает состояние бессилия перед бесконечным потоком информации, за которым не успевают ни внимание, ни память, ни способность выделять главное, отсекая второстепенное. Одним словом, если вам нужны внимание, как у сапера, память, как у разведчика, воображение, как у писателя, добро пожаловать в Центр интеллектуальных технологий «Эйдос»!

    Лариса Левитас



    Для того, чтобы оценить статью или добавить комментарий, пожалуйста, введите свои логин и пароль или зарегистрируйтесь.






    Источник: http://community.comstar.ru

  • Ораторское искусство

    русский английский Программа второго тура была составлена таким образом, чтобы помочь участникам конкурса в высшей степени проявить свои качества лидеров, [...] свои дости shy;жения в [.
  • Простые правила позволяющие гармонизировать женскую энергию, восстановить гармонию ее развития

    ДАО ЖЕНЩИНЫ Простые правила позволяющие гармонизировать женскую энергию, восстановить гармонию ее развития, улучшить качество жизни 1. Энергия Покоя-Движения. Посмотрите, какой образ жизни ведет современная женщина?
  • Контакты